Долганы

Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — немногочисленный народ Российской Федерации (около 7 тыс. чел., в Таймырском муниципальном районе Красноярского края порядка 5 тыс. чел., в Якутии около 1,3 тыс. чел.). Язык долганский (из тюркских языков; некоторые учёные придерживаются позиции, что долганский является диалектом якутского языка). Религия — православие.

Численность и расселение долган

На фоне демографического кризиса, начавшегося в России с 1992 г., долганы выглядят весьма благополучно, растет абсолютная численность и особенно заметно — относительная. Доля долган в населении Таймыра заметно увеличилась.
Среди сельского населения Таймыра доля долган также растет, по переписи 1989 г. они составляли 23,9 %, по последней переписи — уже 35,1 %.
По статистическим данным (нехозяйственные книги сельских администраций и др.) численность долган Таймыр в 2003-2004 гг. — 5 732 чел.
Несмотря на миграции, следует признать, что долганы имеют относительно компактный характер расселения, свыше половины живут в одно национальной среде. Однако если в перспективе процесс урбанизации продолжится, то влияние его на этнические процессы возрастет.
В Хатангском районе проживает 69,4 % долган Таймыра, в селах Дудинского района — 17,6 %, в Дудинке — 12,4 % в Усть-Енисейском районе — 0,6 %. В Хатангском районе поселки долган можно условно разделить на две группы: «нижние» — Попигай, Сындасско, Новорыбное, Жданиха — и «верхние» — Катырык, Хета, Кресты и Новая, причем во всех восьми долганы составляют подавляющее большинство. В районном центре Хатанга превалирует пришлое население, но доля долган быстро растет (с 4 % в 1993 г. до 18,6 % в 2003 г.). На западе Таймыра в четырех поселках долганы проживают смешанно с нганасанами (Волочанка и Усть-Авам), с эвенками (Хантайское Озеро) и с русскими (Левинские Пески). Там долганы составляют около половины населения. Кроме того, в силу миграций долганы появились в смешанном поселке Потапово, в районном центре Усть-Енисейского района п. Караул, единично среди ненцев Воронцово и Тухарда.
Треть мужчин и почти половина женщин проживают не в месте своего рождения, то есть хотя бы раз в жизни меняли место жительства.
Хотя и немного, но увеличилось количество потенциальных мигрантов. Среди опрошенных мужчин их число возросло за 10 лет с 11,9 до 13,4 % , у женщин с 22,6 до 27,7 %. При этом покинуть Таймыр планируют 3,2 % мужчин и 10 % женщин. На переезд в город были настроены 6,7 % мужчин и 20,4 % женщин.
Имеет место активное перемещение долган в Дудинку и Хатангу, а также наростает активность обмена населением между долганскими селами.

О социально-профессиональном составе долган

Число оленеводов крайне невелико — 3,9 %, оленеводство сохранилось на востоке Таймыра, в основном в нос. Попигай, в меньшей степени — в Новорыбном и Сындасско. За последние 10 лет оно исчезло в пос. Жданиха. В остальных поселках оно исчезло 20-30 лет назад. Среди женщин за последние годы уменьшилось число занятых в оленеводстве, в швейных мастерских, меньше стало занятых квалифицированным трудом, специалистов и руководителей, больше стало занятых неквалифицированным трудом, домохозяек и безработных. Для выяснения характера этнических процессов наиболее важны изменения в доле занятых в традиционных отраслях. Среди мужчин были заняты в этих отраслях 40,5 %. У женщин нанято « в этих отраслях всего 6,6 %. Если обратиться к занятию традиционными промыслами не только на основной работе, но и в свободное время, на любительском уровне, то положение довольно благополучное. Не связаны с этими занятиями всего 1/ 10 часть мужчин, у женщин этот показатель выше — 32,5 %. Из числа женщин имеют дело хотя бы на любительском уровне с обработкой шкур, шитьем национальной одежды, вышивкой бисером 64,8 %, с рыболовством и охотой — 2,3 %.
Обнаруживается также явная зависимость рода занятий от географического расположения. Традиционные занятия среди населения более популярны в восточной части Таймыра, чем в западной, в сельских поселках, а не в городах. Оленеводство более или менее распространено лишь на крайнем востоке Таймыра (на западе навыки оленеводства имеют лишь пенсионеры, которые были знакомы с оленеводством в прошлом).

Символика

Герб Таймыра (Долган) Постановлением №13-447П Думы Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа от 25 марта 1998 года утверждено
«Положение о гербе Таймырского (Долгано-Ненецкого автономного округа».
Гербом региона является лазоревый (голубой) геральдический щит с
изображением летящей в левую сторону краснозобой казарки (Branta
ruficollis) натуральной окраски: зоб, передняя сторона груди и шеи —
красные; пятна по бокам клюва, бока и подхвостье — белые; голова, шея
сзади, спина, брюхо и крылья — черные. Над казаркой в верхней части щита
изображен серебряный круг с четырьмя узкими серебряными лучами.

 

Добавить комментарий