Русский народ: история формирования и современное развитие

Россия и ее народы

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживают более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании государственности. При изучении народов, как правило, основное внимание обращается на происхождение (этногенез), этническую историю, решающие признаки этнической культуры и специфики — этнодемографические процессы, характер расселения и поселений, социальная организация, родственные группы, политическая организация, в т.ч. становление государственности, системы жизнеобеспечения (основной тип хозяйствования), материальная и духовная культура, в т.ч. религия.

Русские: этнокультурная история и современная ситуация

1. Основные этапы формирования русского народа.
2. Русские как государствообразующий этнос.
3. Этнокультурный портрет русских.
4. Русские в современном мире: проблемы этнокультурной самобытности и межкультурной интеграции.

Культура России всегда развивалась как целостная, многонациональная, поликонфессиональная сложно организованная структура. При этом решающую роль в создании, развитии и прогрессе государства сыграл и играет русский народ. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в РФ проживает 111,02 млн. русских, т.е. 80,9% от общей численности населения страны (142,86 млн.). По данным переписи 2002 г. насчитывалось 115,89 млн. русских, что составляло 80,64% (145,17 млн.) от общей численности россиян25.
Опираясь на предшествовавший курс изучения истории России, обратимся к основным фактам этногенеза и истории русских. Образование великорусского племени из смешения русских поселенцев с постепенно обрусевшими финноуграми в Окско-Волжском междуречье было этнокультурным последствием колонизации новых земель.
На долгие века здесь закрепился земледельческий уклад, города не достигали того экономического значения и социально-политического влияния, как в Киевской и Новгородской Руси. Это консервировало этнические культурные традиции, мировоззренческий строй и модель поведения.
Принятие христианства в 988 г. положило начало превращению восточнославянской культурно-этнической общности в локальную самостоятельную цивилизацию, где наряду с чисто славянским элементом важную роль играли иноязычные субстраты. Долгое время язычество и христианство сосуществовали в быту, особенно в сельской местности.
Главное, что дало Руси христианство — это письменная, книжная культура. От Византии Русь получила в готовом виде основные идеи и принципы феодального мировоззрения, переводную литературу, являющуюся наследницей античной культуры.
Нерегулярные ополчения и отряды из представителей волжских татар из Казани и Касимова, мордвы и марийцев, составляли в XVI-XVII вв. до четверти московского войска и использовались также для охраны степных границ.
Само формирование древнерусского государства и этноса на границе двух географических зон — степи и лесостепи, определило уникальность и политической, и экономической, и культурной истории Древней Руси.
Магистральным направлением в развитии русской культуры X в. стал процесс этнокультурного синтеза — восприятия и переработки на русской почве разных этнических традиций.
В XI в. завершилось формирование древнерусской народности. На основе предшествующего этнокультурного синтеза была создана новая единая культура, способная не только вступать в диалог с иными культурами и воспринимать инокультурные влияния, но и создавать собственные культурные ценности, имеющие непреходящее значение для мировой культуры.
Принято выделять три крупных исторических массива, составляющих русский народ: северовеликоруссы, средневеликоруссы, южновелнкоруссы. Эти массивы сформировались исторически; на их складывание влияла не только миграция и ассимиляция, но и этнополитические факторы.
В частности, на культурный облик северных русских повлияла особая этническая история и длительная автономность Новгородских земель, их взаимодействие с народами Центральной и Северной Европы. Южнорусские группы сложились частично на основе давнего славянского населения лесостепей, но в основном под влиянием позднейших миграций XVIII-XIX вв., связанных с прекращением русско-турецких войн.
Особое значение в культуре и самосознании русского народа играет словесность, русский язык как одна из основ развития народа. Русская речь всегда славилась богатством лексики, образностью, меткостью, сочностью, яркостью, отражая национальный характер и основные духовные ценности народа.
Гениальный М.В. Ломоносов профессионально владел латынью, говорил практически на всех европейских языках, но беззаветно любил, ценил и широко пропагандировал русский язык, находя в нем «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка».
Основным хозяйственным занятием русских с древних времен до середины XX века было пашенное земледелие, которое развивалось в сложных природно-климатических условиях, что серьезно повлияло на материальную и духовную культуру русских, систему этносоциальных отношений, модель поведения, ценности и образ жизни.
Резкая колеблемость климата, суровые природные условия сформировали такие качества русского характера, как коллективизм и взаимовыручка, высокая адаптивность, приспособляемость к резко меняющимся обстоятельствам, изобретательность и смекалка, терпение и трудолюбие и в то же время надежда на «авось».

Общинный характер социальной организации крестьянства — подавляющего большинства русского народа вплоть до середины XX века — глубоко повлиял на культуру.

К характерным чертам русской крестьянской общины относятся:

  • Экстенсивный характер земледелия
  • «Круговая порука»
  • Уравнительность
  • Страховка от социальных и природных случайностей
  • Разнообразие жилых построек с учетом природно-климатических условий
  • Сохранение домашнего производства одежды и орудий производства, что определяло жизненный цикл семьи.

Традиционная русская культура складывается из разнообразных тесно взаимосвязанных компонентов — основной вид хозяйственной деятельности (земледелие), определивший трудовую культуру и этику, орудия труда и быта, тип жилища, пищу и одежду; базовые слагаемые духовности — религия, мифология и эпос, предания, легенды, былины, сказки, частушки, песни и танцы, поговорки и пословицы, обряды, обычаи и традиции, народные праздники, декоративно-прикладное искусство, ремесла и промыслы. Все это составляет бесценное богатство и отражает колоссальный творческий опыт, талант и фундаментальные нравственные ценности русского народа.
Остановимся на характеристике некоторых примеров. В частности, среди компонентов культуры русского народа важное место занимает пища как один из основных элементов материальной культуры. Пища отражает характер хозяйственной деятельности, особенности окружающей природной среды и многовековые традиции. Они проявляются как в составе пищи, так и в способе её приготовления. Роль пищи в жизни каждого народа очень велика.
Она отражает не только бытовую сторону жизни, но и символику, приоритетные критерии культуры, эволюцию этики и этикета, семейных отношений, представления об эстетике бытия, обрядовую составляющую повседневной и праздничной сторон жизнедеятельности. В повседневном быту, к примеру, большое значение в питании русских, как земледельческого народа, всегда имели хлебные кушанья и печеное тесто, которые готовили в печи. Изделия из теста входили и в состав ритуальных блюд дохристианских праздников встречи весны. Использование остатков мучных запасов перед началом нового сельскохозяйственного цикла выражало целеполагание о бесперебойном круглогодичном обеспечении продовольствием. Приближение весны, полевых работ и скорейшего нового урожая подразумевает праздник встречи первых прилетающих птиц. Не случайно сделанные из теста изображения «птушек» поднимали как можно выше — к небу и солнцу, закликая весну:

Жаворонки, прилетите!
Красну весну принесите!
Нам зима-то надоела,
И весь хлеб у нас поела.
И дрова все пожгла,
И солому всю пожгла,
Молоко всё унесла!

Этот обычай бытовал в России повсеместно, хотя обрядовое печенье могли называть по-разному: жаворонки, чувилки, тетёрки, кулики, скворечники, грачи, канареечки. Пекли и украшали их в местных традициях, чаще всего из пресного ржаного теста. Ржаная мука была основой пищи для повседневного и праздничного стола. Фигурки из теста завивали спиралью, завязывали узелком, перевивали веревкой, сажали на спину птенцов, жаворонков мазали медом и золотили головку. Особое значение придавалось узору на крыльях и спинках такого печенья. Ряды частых ямочек и полоски означали засеянное поле и символизировали борозды, отражая аграрные обряды Древней Руси. Характерным было поклонение и почет зерну, колосьям, хлебным кушаньям, печеному тесту. Известный историк и краевед И.А. Голышев создал «Атлас рисунков со старых прянишных досок» [Голышев И.А. Атлас рисунков со старых пряничных досок. Владимир, 1874] по материалам Вязниковского уезда Владимирской губернии. Из его работы следует, что в 1870-е гг. многие виды пряников уже не пекли, а пекарские и паточные заведения начали исчезать, как и многие старинные обряды, с которыми были связаны пряники. Действительно, пряники опосредованно отражают остатки аграрной обрядности родового строя, многовековой опыт народной жизни, эстетические представления славян, связанные с природой и земледелием. Черты древних обрядов и образы, связанные с хлебом, веками сохранялись в поминальных, свадебных, новогодних ритуалах. В Архангельской области, например, на Рождество пекли «тетерки» или «козули» — узорчатые кругляши из одного жгута теста. Такие узоры напоминают древнейшие символы солнца и приветствие весны.
В отечественной науке есть два взгляда на значение печенья в святочной обрядности. Н.Ф. Сумцов, В.И. Чичеров, Л.Н. Виноградова в изготовлении фигурок животных из теста усматривают пережиток жертвенных обрядов, а тесто заменяло жертвенное животное. Получателями жертвенной пищи были колядовщики — посредники между двумя «мирами», «передающие» специальную ритуальную пищу «умершим родственникам, которые воспринимались как опекуны семьи, способные повлиять на урожайность полей, благополучие хозяйства и на счастливый приплод скота».
Обращаясь к родственным русской восточно- и западнославянским традициям, Виноградова обратила внимание на семантическую связь между ними, возможность взаимозаменяемости ролей просителя и скота в самом ритуале. Отсюда обрядовое печенье как дар первично по сравнению со скармливанием его скоту. В этом плане к козулям примыкают и другие разнообразные изделия из теста для колядовщиков: блины во Владимирской губ., саратовские лепешки «калядашки» и поволжские «овесньки», пироги — повсеместно. В совпадении названий некоторых рождественских выпечных изделий с названиями ритуалов («овсеньки» — «овсеньканье», «калядашки» — «колядование») отражается их предназначенность именно для обрядов обходного характера.
В свою очередь, Д.К. Зеленин считал: «Это не замена жертвенного животного его изображением, а магический прообраз будущего приплода». В.Я. Пропп также трактовал скармливание козуль скоту как типичный продуцирующий обряд, т.е. «явный магический прием создания приплода». Приплод скота и благополучие в хозяйстве в широком смысле обусловливались в сознании крестьян волей колядовщиков, имевших по народным представлениям, магическую силу. Если «гости» удовлетворены дарами, то и в хозяйстве все должно быть хорошо. Нетрудоемкие блюда из муки со временем совершенствовались, усложнялись, пряник менял не только свое качество, но и художественное оформление, переходя от обрядово-ритуальной символики к бытовому жанру. Так, обетные заклания животных сменила выпечка их фигур в тесте, древние обряды-заклинания становились частью игровой поэзии; теряли символический смысл орнаменты, изменялись и сами изделия народного творчества. Но в бытовом народном творчестве прочно сохранялся фольклор в его древнейших, традиционных образах. В то же время жизнь привносила новые понятия, образы, вкусы, заимствованные и из других культур. При этом в содержании многих художественных образов народного творчества и позже сохранялась первоначальная семантика. Ко времени расцвета пряник не входил в ритуальный обряд, став лакомством, сохранил и некоторые обрядовые функции, трансформированную образность, орнаментику, технику резьбы форм.
В пряничном искусстве сохранялись и старые способы изготовления. Например, способ наиболее древнего лепного пряника своеобразной скульптуры из теста, вылепленной как ритуальное печево. Красота и выразительность таких пряников полностью зависели от умения стряпухи в условной манере декоративно передавать самое характерное. Иногда лепной пряник представлял собой довольно сложную декоративную скульптуру. Их лепили из теста руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки.
В отличие от лепных, вырезные пряники — плоские. Они вырезались из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм. У хорошей хозяйки всегда было в запасе несколько форм-высечек из узких полосок листовой стали, с помощью которых можно было легко и быстро вырезать из теста фигурки петушков, жаворонков, коровок, рыбок и т.п. Полоску сгибали по контуру пряника, а концы припаивали или соединяли с помощью заклепок. Сверху к форме прикрепляли ручку. Хорошо вымешанное крутое тесто раскатывали скалкой до необходимой толщины в зависимости от размеров пряников. Затем поочередно форму вдавливали в тесто, стараясь как можно рациональнее использовать заготовленную лепешку. Большие подарочные пряники вырезали из толстой лепешки обычно ножом и в единственном экземпляре опытные и искусные мастерицы. Предварительно на раскатанную лепешку деревянной иглой наносили контуры пряника. Затем ножом лепешку прорезали по нанесенным контурам, удаляя лишние куски теста. Под лезвием ножа или формы-высечки тесто немного сминалось, поэтому края пряника выходили закругленными.
Другим старинным и распространенным в России способом изготовления пряников был печатный — с помощью резных досок-штампов. Они были разных типов: фигурные, штучные, наборные, подарочные, городские. Многие виды резьбы на досках по технике и мотивам связаны с более архаичными формами и другими видами народного творчества — резьбой штампов для оттискивания народных картинок-лубков, формами для изразцов, набоек и т.д. Резные доски — не только форма для мастера-пекаря, но и своеобразная изобразительная галерея и образцы замечательного искусства резьбы по дереву, столь развитого в быту русского народа. Печатались пряники в основном с досок из липы, груши и других пород дерева, реже использовали металлические формы. Наиболее старинные назывались фигурными и изображали одну, обычно в профиль расположенную фигуру (коня, птицы, льва).
Многие образы фигурных пряников пришли от обрядового печенья. Подарочные и фигурные доски украшены изображениями павлина, петуха, оленя, рыбы, райского дерева, сказочных теремов (их называли «терематыми»). Резьба на них рельефная, углубленная, геометрическая, тщательно детализированная, создающая богатый декоративный эффект. Такие пряники украшали цукатами, изюмом, глазурью. Из всех видов печатных пряников наиболее декоративны и выразительны по внешнему облику почетные или подносные. В старину славились подарочные пряники из Твери, Вологды, Владимира, Смоленска. Металлургическое производство вблизи Москвы, в Тульской губернии стимулировало пряничное дело. Пряники стали подлинными произведениями народного искусства.
На протяжении многих веков пряник играл значительную роль в жизни русского народа, без него не обходилось ни одно событие — ни радостное, ни печальное. Специальные свадебные пряники невеста дарила гостям («орехи»), на пряники-«разгони», разносившиеся в знак окончания пиршества. Бытовали пряники, которыми родители одаривали молодых, кладя на них подарки. В пряники играли, их преподносили возлюбленным, раздавали нищим, пряниками лечили, учили — на них оттискивали азбуку.
Сегодня художественное печево лишено всех своих функций, кроме лакомства. Но вместе с тем это составная часть наследия народных художественных промыслов России, имеющая свою историю, местные традиции, особенности пластической формы; большая часть славянского пекарского искусства, возникшего в глубокой древности и ярко проявившего себя на местной почве бытового творчества народа28.
Находясь между двумя культурами — Западной и Восточной — и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала были синтезированы в идее соборности.
Занятия земледелием во многом предопределили миграционную подвижность русских на протяжении многих веков, что повлияло на формирование локально-территориальных групп, контактировавших в разных регионах с разными народами. Выделим основные миграционные потоки русских в историческом контексте:
1) IX-XIV вв. — освоение славянами междуречья Оки и Волги, сопровождавшееся ассимиляцией местного финно-угорского населения.
2) Непрерывное переселение русских шло в северные области Европейской части, в направлении Белого моря.
3) С X в. отмечается движение на восток, в сторону Урала и за Урал через северные его отроги.
4) В XVI в. усилилась массовая миграция в Среднее Поволжье, в связи с падением Казанского и Астраханского ханств.
5) XVI-XVII вв. отмечены также ранними миграциями в Сибирь через Центральный и Южный Урал.
6) Конец XVIII — первая половина XIX в. — период освоения южных лесостепных и степных районов Европейской части после окончания русско-турецких войн.
7) XIX начало XX вв. отличаются массовыми миграциями в Закавказье и Среднюю Азию.
8) После Великой реформы 1861 г. и особенно во время Столыпинской реформы начались массовые миграции в Сибирь.
9) Нельзя забывать и про религиозные миграции, связанные с бегством от преследований государственной Православной церкви, или высылкой представителей отдельных сект и конфессий (старообрядцы, молокане, духоборы) на границы Российского государства.
10) Массовые миграции происходили также в советское время. Они связаны с индустриализацией, политическими репрессиями, эвакуацией, эмиграцией.
11) И, наконец, миграции, связанные с распадом СССР, с конца 1980-х гг. Ученые выделяют ряд самобытных черт русской культуры, связанных со спецификой социально-исторического развития России, в том числе:
• Азиатский способ производства определил индифферентное отношение к свободе и самой жизни личности, которое для нашей страны трансформировалось в крепостное право и самодержавие.
• В России, в отличие от Европы, личностное начало не стало самостоятельным фактором, определяющим историческое развитие. Особая миссия государства заключалась прежде всего в том, что именно оно было главным фактором, обеспечивающим культурный прогресс нации.
• В русской литературе ее «общеевропейскость» и общечеловечность в силу ряда благоприятных причин дожили до нового времени. Именно эта черта русской культуры определила успех петровских реформ и резкий поворот в XVIII в. всей русской культуры к Западной Европе.
На протяжении всего исторического процесса российское государство попеременно являлось то созидающей силой, то тормозом, что приводило к стагнации и разрушению государственной формы.
• Это воспринималось сознанием российского народа очень болезненно. И такая реакция объяснима: утрата государственности для России означала потерю исторической перспективы, так как власть была «ресурсом, который питал эволюцию культуры, не давая ей застыть наподобие многих культур Востока».

Государство — важнейшая социально-культурная и политическая ценность русского народа, выраженная в державном характере его идентичности, приоритетном значении силы, мощи, независимости Российского государства.

Н.О. Лосский (1870-1965) выделял в качестве фундаментальных качеств русского человека свободолюбие, могучую силу воли, доброту и талантливость. В качестве ценности свободолюбие вырабатывалось русской культурой в обстановке постоянной внешней опасности. Свободолюбие в русском народе развивалось и под влиянием внутренних факторов. Суровая жизнь русского человека воспитала в нем глубокое уважение к сильной воле, упорство в достижении цели и бурные эмоциональные переживания.
В духе русской культуры широта и крайность в выражении эмоционального состояния. А.К.Толстой в 1854 г. прекрасно выразил эту особенность национального характера:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Православие как фундамент духовности русского народа отличается большой терпимостью к другим верам. Народность предполагает любовь к своему народу, духовное и практически-политическое единство с ним. В русской культуре народность гармонически сочетается с патриотизмом.
Вот как размышлял Н.В. Гоголь над ролью самобытной русской культуры (Выбранные места из переписки с друзьями. 1845-1846 гг. — М: Азбука, 2011): «Еще пройдет десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках.
Стыдно тебе, будучи умным человеком, не войти до сих пор в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиться, а захламостить его чужеземным навозом…
Наше общество воспитывалось… под влиянием гувернеров французских, немецких, английских, под влияньем выходцев из всех стран… Общество наше, — чего не случалось еще доселе ни с одним народом, — воспитывалось в неведении земли своей посреди самой земли своей.
Лучше ли мы других народов? Ближе ли жизнью ко Христу, чем они? Никого мы не лучше, а жизнь еще неустроенней и беспорядочней всех их… Мы еще растопленный металл, не отлившийся в свою национальную форму; еще нам возможно выбросить, оттолкнуть от себя нам неприличное и внести в себя все, что уже невозможно другим народам, получившим форму и закалившимся в ней.
Для русского теперь открывается путь, и этот путь есть сама Россия… Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви… Л не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».
К некоторым особенностям русской культуры можно отнести:
• Периодически возникавший разрыв между властью, церковью и народом.
• Самодержавие никогда не имело абсолютной ценности. Крайне тяжелые условия развития России требовали централизации и концентрации политической власти в одних руках. Часто такая централизация оборачивалась для русской культуры самодурством и произволом монархов.
• Персонификация и сакрализация власти. Русская культура жила идеалом «народного царя», способного пострадать за интересы нации, организовать отпор внешнему врагу и защитить народ от произвола чиновников.
• Низкая цена человеческой жизни, низкие уровень и качество жизни.
• Приоритет государственной, державной идентичности русского народа над этнической.
Непрерывная территориальная экспансия определяла не только этнокультурное многообразие групп русского этноса, но и особенности его социального, хозяйственного и культурного развития, а также многие психологические особенности.

В связи с постоянным расширением границ Российского государства вплоть до конца XIX в. и миграционной мобильностью русских сформировались определенные локально-территориальные группы русских, выделенные этнографами:
1. Жители пограничья Псковской, Тверской, Калужской областей отмечены как переходная группа между северными, средними и южными русскими.
2. Русские Среднего Поволжья сформировались в XVI-XVIII вв. вследствие миграции из среднерусских районов и взаимодействия с местным финно-угорским и тюркским населением.
3. Русские Северо-Восточного Приуралья формировались основном на базе северорусских переселенцев и в ходе взаимодействия с коми, хантами, манси.
4. Полехи бассейна Десны и Сейма, горюны Сумской области, саяны Курской области, однодворцы южнорусских областей представляют наследников древнего, домонгольского славянского населения лесостепной полосы.
5. Мещеряки Рязанской области явились результатом культурной ассимиляции местного финно-угорского населения (мещеры).
6. Поморы Архангельской области рассматриваются как плод ассимиляции ссвероруссами местных финно-угорских племен, сложившиеся также и в процессе развития охоты на морского зверя как основы хозяйственной деятельности.
7. Группы русских Западной Сибири — это переселенцы XVI- XIX вв., в основном из северных областей.
8. Русские Алтая и Забайкалья, а также Средней Азии являются потомками выселенных или самостоятельно перебравшихся сюда старообрядцев. Среди них «каменщики» (от Камень — Урал), поляки (р. Бухтарма), уральцы (казаки-старообрядцы Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи), и «семейские» Забайкалья. Они отличались достаточно высокой степенью замкнутости.
9. Частично смешались с местным населением и многое восприняли от них устьинцы (устье р. Индигирки), колымчане (р. Колыма), марковцы (устье р. Анадырь), камчадалы, затундренные крестьяне (реки Дудинка, Хатанга), якутяне (потомки ямщицких поселений на р. Лене).
10. Русские этноконфессиональные группы Закавказья и других регионов (в частности, духовные христиане — молокане, духоборы и др.) переселились в регион в XIX веке.
11. Казачество (казак (казах) на тюркских языках означает «вольный человек»).

Остановимся на некоторых характеристиках казачества, как яркого проявления субэтнической самобытности. Первоначально казачьи войска формировались на принципах самоорганизации; однако с 30-х годов XVIII в. они становятся регулярными, то есть переходят под протекторат государства. Земледелие как основной вид деятельности сложился в большинстве казачьих войск лишь с середины XVIII в. В состав казачьих войск вливались представители разных национальностей, однако брачное смешение происходило лишь на ранних этапах формирования. Позже в составе казачьих войск состояли разноэтничные отряды, проживавшие в «своих концах» станиц. Главным же принципом деления была религиозная принадлежность. Преобладали среди казаков православные — русские и украинцы.
К началу XX века насчитывалось 11 казачьих войск: Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Астраханское, Забайкальское. Оренбургское, Уссурийское. Численность казачьего населения превышала 9 млн. чел., то есть составляла не менее 12-13% всего русского населения страны. Главой Союза казачьих войск России в 1917 г. стал атаман Оренбургского казачьего войска А.И. Дутов (1879-1921), полковник (1917), генерал-лейтенант (1919), выразивший свое политическое кредо в условиях гражданской войны так: «Моя платформа — любовь к России».
До сих пор в научной и публицистической литературе дискутируется вопрос о том, считать ли современных казаков остатками «расформированного» в 1917 г. сословия, субэтносом русского этноса или самостоятельным этносом. В настоящее время происходит интенсивное возрождение казачества. 67573 чел. назвали себя казаками в ходе переписи 2010 г.
Особенности социально-демографического развития русских состоят, в частности, в том, что к началу XX века русский этнос был одним из наименее урбанизированных среди народов Европы. К 1917 г. доля горожан среди русских не достигала и 20%, а после Гражданской войны сократилась до 15-16%. Среди этносов Центральной и Западной Европы этот показатель составлял 40-70%.
И по своим социальным функциям, и по истории возникновения российские города значительно отличались от европейских. За исключением нескольких крупнейших, они зачастую были больше политической опорой центральной государственной власти и продолжением деревни, чем центром формирования новых социальных отношений.
К концу 1970-х гг. по доле городского населения (80%) русские стали наравне с другими европейскими этносами. Однако, чрезвычайно высокие темпы миграции в города, отсутствие местных рынков, сосредоточенность наиболее престижных городов исключительно на оборонной промышленности не позволяли русским городам в полной мере играть культуртрегерскую роль по отношению к остальной части этноса.
Кроме того, подавляющее большинство населения городов составляли мигранты из села. Только по переписи 1989 г. доля коренных горожан среди всего городского русского населения превысила 50%.

Этносоциологи также выделяют следующие особенности развития русских в XX веке (многие из этих характеристик можно отнести и к другим народам России):
1. Позднее начало модернизационных процессов, обусловленным экстенсивным характером развития в предыдущие столетия.
2. Необычайно быстрые темпы протекания социальных и демографических изменений после исчерпания возможностей экстенсивного развития.
3. Экстенсивные пути развития российской цивилизации, а вместе с ней и русского этноса, полностью или почти полностью исчерпаны.
С конца 1930-х гг. вплоть до середины 1970-х гг. русский этнос был самым подвижным в миграционном отношении этносом бывшего СССР (за исключением депортированных народов). Особенностью миграции русских, сохранившейся до конца XX в., был высокий удельный вес миграций на большие расстояния.
Восприимчивость к идеям и методам руководства, характерным для 1930-1950 гг. Это идеи: вторичности частной собственности по отношению к общественной уравнительности потребления, приоритета личного указа над Законом и Обычаем, неразвитость экономической и политико-правовой культуры.
В бытовом общении — приоритет ситуативных факторов над принятыми формальными правилами поведения (этикетом).
Разрушение устойчивых межличностных, в первую очередь родственных связей, ослабили неформальный социальный контроль, привели к таким явлениям, как очень высокий уровень разводимости.
Именно русский этнос взял на себя нелегкую и во многом неблагодарную культуртрегерскую ношу «первичной модернизации» большинства народов бывшего СССР.
Современные проблемы социально-культурного, экономического и политического свойства в жизнедеятельности русского народа во многом схожи с проблемами других народов России, но имеют свою специфику. Ученые выделяют следующие:
1. Недостаточный уровень целесообразности и операциональное деятельности, непривычка к достижению поставленной цели с помощью оптимально разработанной технологии. Эта черта проявляется как на профессиональном, так и на бытовом уровне.
2. Социальный инфантилизм, непривычка к трезвой оценке своих возможностей, необоснованно завышенные социальные ожидания, опирающиеся на уверенность, что «мне кто-то должен». — Эта черта меньше выражена у молодежи, выросшей в условиях рыночной экономики и радикальных свобод, в отличие от сформировавших свою культуру в советское время старших поколений.
3. Низкий уровень инициативности и предприимчивости, привычка полагаться только на решение сверху. Эта черта также гораздо менее выражена у современной молодежи.
4. Низкий уровень межличностной сплоченности и способности к самоорганизации, к целесообразной групповой деятельности (диаспоры ближнего зарубежья постепенно начали учиться самоорганизации в защите своих интересов в рамках принятого гражданства новых стран).
5. Следствием низкого уровня сплоченности является низкий уровень неформального социального контроля. Необходимо, чтобы престижным стало соблюдение позитивных норм (устойчивость семьи, культура употребления алкоголя, нормы взаимоотношений полов и поколений, уважение к чужому труду, эффективного использования пространства и времени, и т.д.).
6. «Разрывность» исторической памяти. Периодически возникающая тенденция к голому отрицанию опыта последних поколений и стремление «начать все сначала».
7. Формирование экономической культуры.
8. Территориальная разобщенность русского этноса.
9. Низкая способность к формированию национальных деловых, политических и идеологических элит — перелом наметился с конца 1990-х гг.
10. Низкий уровень межкультурной толерантности.
11. Кризисная демографическая ситуация». С 2002 по 2010 гг. численность русских сократилась со 115,89 до 111,02 млн. чел. (80,9% из указавших этничность. В 2002 г. -80,64%).
Наиболее важными негативными факторами, повлиявшими на маргинализацию системных основ целеполагания, жизненной стратегии и семейной культуры, стали дискредитация прежде считавшегося безусловно лучшим образа жизни и культурных ценностей, экономических, политических и социальных институций; разрывы в массовом историческом сознании и его мифологизация на основе биполярного необольшевистского противопоставления советской истории — дореволюционной и общечеловеческой; агрессивная экспансия худших образцов западной массовой развлекательной культуры, прежде всего американизированной; противоречивые эффекты миграции социально незащищенных и криминализированных групп населения соседних стран; «потребительский шок», вызванный вначале тотальным дефицитом, а затем безбрежным предложением главным образом низкосортного ширпотреба и погоней за престижным потреблением; низкая политическая и правовая культура, в т.ч. правовые безграмотность и нигилизм, получившие выражение в т.ч. в этнических и религиозных предрассудках и ксенофобии; медленная и травматическая адаптация к современным требованиям личной ответственности при минимизации социальной роли государства и др.
Вряд ли можно сегодня навязать и прежде работавшую формулу «русский народ -старший брат», хотя сам смысл ее сохраняется и действует. Именно русские, несмотря на колоссальные проблемы, объективно и нравственно-психологически были и остаются опорой и стержнем государственности, именно они своим трудом, терпением и состраданием поддерживают и даже опекают нуждающиеся в этом братские народы единой страны, именно они — по долгу старшинства — принимают на себя и наибольшую ответственность, и основные «наказания» за «провинности» младших в большой семье.
Поэтому критически важно сделать все, чтобы русское большинство чувствовало себя безопасно, имело все возможности реализовать свои лучшие качества.

Русская культура и ремесло

Великая русская культура чрезвычайно богата выдающимися произведениями во всех областях науки и техники, литературы и искусства, признанными во всем мире. При этом традиционная русская культура воплощена в шедеврах эпоса и фольклора, музыки и танцев, сказок, преданий, пословиц и поговорок, декоративно-прикладного искусства.
Издревле русский народ славится умением творчески использовать природные материалы и создавать великолепные образцы посуды и ювелирных изделий, оружия и вышивки, разнообразной утвари, одежды и т.д.

Типичными и наиболее распространенными следующие виды промыслов.

Вышивка наибольшее развитие получила в 8 областях центральной России (Рязанская, Калужская, Орловская, Ивановская, Брянская, Тамбовская, Тверская, Тульская). Не менее популярен глиняный промысел. Гончарное производство особенно характерно для трех областей — Московская, Ярославская, Рязанская. Мелкие изделия из глины — игрушку, мелкую скульптуру — делают в 5 областях — Тульской, Калужской, Костромской, Ярославской и Липецкой областях. Резьба по дереву распространена почти повсеместно, но наиболее известны умельцы в Московской и Ярославской областях. В Липецкой и Рязанской областях популярно кружевоплетение. Лаковой миниатюрой славятся Ивановская и Владимирская области. Ярославская область гордится великолепными изделиями ростовской финифти и старинным тутаевским колокололитейным промыслом. Далеко за пределами Московской области известны дулевский фарфор (г. Ликино-Дулево), гжельская майолика, Федоскино, жостовская роспись и др. Павлово-Посадская мануфактура — единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день. Рязанская земля известна своими мастерами лозоплетения. Плетение из лозы — важный элемент традиционной крестьянской культуры Шиловского района. Произведения мастеров шиловского лозоплетения имеют не только утилитарную направленность, им свойственны декоративность и высокая эстетика, помогающие понять красоту окружающего мира.