Народы России в древности и средневековье

История России наполнена фактами и доказательствами древних корней межэтнического согласия и сожительства. Сегодня известно, что становление государства, 1150 лет рождения которого отмечается в 2012 году, связано с жизнедеятельностью и взаимодействием многих племен славянской, финно-угорской, тюркской, иберийско-кавказской и других языковых групп и семей. Практически каждый изученный археологами и историками центр древней культуры на территории России свидетельствует об этом. Например, Ладога — богатейшее историческое и культурное место России, Северной и Восточной Европы. Впервые в летописях упоминается в год основания Российского государства — 862 г., основана в 753 г. Это была одна из первых княжеских резиденций, которая существовала и до варягов, и обрела какую-то жизнь с приходом варяжских князей. Здесь была развилка на два пути — Великий Волжский и Днепровский. На Восток везли невольниц, ткани, оружие, отсюда везли мех. Взамен торговцы получали мешки серебра — своего рода евро того времени. Здесь отдельными анклавами жили скандинавы, славяне, волжские болгары, хазары, саксы. Они имели свои могильники. Примечательно, что у специалистов нет никаких данных о языковых трудностях между жителями Ладоги. На всех товарах были счетные бирки, своего рода международный код. Найдено около 30 тыс. бытовых приспособлений, оружия, бронзовых украшений, стеклянных бус, костяных гребней, в т.ч. перстень-печатка с замечательным каллиграфическим арабским текстом: «И только Аллах мне поможет, и только на его помощь я надеюсь». Происходил обмен ценностями: славянка вполне могла носить скандинавские украшения. Этническая уживаемость ладогжан — замечательный пример для нынешнего дня.
Рост полиэтничности древней Руси отражает хронология присоединения основных территорий к Московскому княжеству, возглавившему консолидацию раздробленных прежде русских земель. В каждом из названных ниже регионов проживали разноязыкие племена, предки многих народов, ни один из которых до сих пор не исчез с карты России:
1392-1393 — Нижний Новгород
1463 — Ярославль
1472 — Пермь
1474- Ростов
1471, 1475, 1478-Новгород
1485-Тверь
1489-Вятка
1503 — Черниговская земля
1510-Псков
1514-Смоленск
1521 -Рязань
Еще один древний очаг культуры — Аркаим. Остатки города XX-XV1II вв. до н.э. обнаружены в 1987 г. на территории Челябинской области, где жила легендарная арийская раса. Город строился по заранее спроектированному плану как единый сложный комплекс, сориентированный на астрономические объекты с величайшей точностью. Рисунок, образованный четырьмя входами во внешней стене Аркаима, представляет собой «правильную» свастику, направленную по Солнцу. Свастика (санскрит — «связанная с благом», «лучшая удача») — один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся уже в верхнем палеолите у многих народов мира. По мнению ученых, если посмотреть на городище сверху, оно похоже на колесо: 2 вписанных одно в другое кольца оборонительных стен, 2 кольцевые улицы жилищ, разделенные друг с другом стенами-радиусами. Общая площадь поселения составляла 20 тыс. кв.м. Одно из помещений — жилище каменного века, другое — «музей печей» (почти в каждом углу строения есть печь), имелась также ливневая канализация — уникальное сооружение древних ариев: колодец, совмещенный с печью посредством воздушного канала.
В 1990 г. ак. В. Молодин и Н. Полосьмак (Гос. премия 2005 г.) начали раскопки Пазырыкской культуры в Горном Алтае. Доказано, что здесь создание золотой фольги было открыто в V-IV в. до н.э., имелись связи с Индией, найдены две мумии — женская и мужская, обе с татуировками.
Всадник на коне — типичный представитель кочевников Горного Алтая.

Всадник на коне

Реконструкция Д.В. Позднякова

В XVI-XVII веках Московия включила в свои владения все течение Волги. Таким образом, поликультурность России еще более умножилась: в ее состав вошли мусульманские народы Поволжья. Произошло добровольное присоединение левобережной Украины. Началось активное продвижение в Сибирь, где русские крестьяне и казаки передавали навыки земледелия коренным пародам региона и учились у них жить в новых природно-климатических условиях.
Показательно, что ныне переизданная книга М. Забелина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (М., 1880.629 с.) включала сведения не только о русских, но и о татарских, чувашских, мордовских, черемисских свадьбах, о шаманизме среди тунгусов и самоедов и о других этнокультурных традициях.
Важно подчеркнуть, что миграционной политике, в ходе привлечения иноземцев для освоения необжитых и слабозаселенных земель, в процессе присоединения новых территорий, когда происходило усложнение этнического состава страны, власти России всегда определяли систему управления и интеграции новых культурных слоев в социальное пространство, руководствуясь не этническими компонентами идентификации подданных, а их политической благонадежностью и конфессиональной принадлежностью.

В частности, оставшиеся надолго в Московии татарские аристократы были приняты в дворянское сословие, предвосхитив позднейшую практику инкорпорирования иноземной элиты с ее использованием на престижных должностях и важных для центральной власти направлениях.
Оживленная торговля, развитые хозяйственная культура земледелия и промыслов создавали предпосылки для овладения навыками позитивного сотрудничества с представителями разных народов и культур. Традиции раннего многонационального Московского государства стали важными предпосылками становления полиэтничной Российской империи.