История народов России: Русская Империя — СССР — РФ

История развития этнической политики в России

В XVIII — начале XX вв. тенденция к расширению границ России в пределах евразийского пространства продолжилась вплоть до объединения в составе империи народов Евразии и складывания границ государства по естественным географическим рубежам. Присоединение народов происходило как на добровольной основе, так и в ходе военных действий. В хронологии роста полиэтничности России выделим следующие факты:
XVIII век — воссоединение белорусских и украинских земель в составе России в результате трех разделов Польши; присоединение большей части современного Казахстана.
1783 — окончательное присоединение Крыма
1801 — присоединение Грузии
1809 — автономия Финляндии
1815 — присоединение «герцогства Варшавского» и образование «царства Польского» с особой конституцией
1828-1829 — русско-турецкая война. Адрианопольский мир: Россия получила ханства Эриванское и Нахичеванское
1801-1864 — Кавказская война (1859 — покорение Восточного Кавказа; 1864 -покорение Западного Кавказа)
1858 — присоединение Амурского края (гр. Муравьев)
1860 — присоединение Уссурийского края
1865 — взятие Ташкента
1867 — Туркестанское генерал-губернаторство (ген.Кауфман)
1868 — покорение Бухары 1873 — покорение Хивы
1876 — присоединение Кокандского ханства
1881 — взятие Геоктепе (ген. Скобелев).
Важно подчеркнуть, что государство и власть, расширяя свои владения, никогда не руководствовались целью изгнать тот или иной коренной народ с исконных земель, истребить его, ассимилировать и заставить отказаться от своей культуры, языка и религии. Общегосударственный русский язык, интеграционные хозяйственные связи, постепенное распространение единой системы управления и административно-территориального устройства на вновь присоединенные регионы способствовали эволюционному сближению этносоциальных общностей, формированию общегражданских ценностей, образа жизни.
Показательно также, что Российская империя не была жестко унифицированным государством, поскольку власть достаточно дифференцированно подходила к интеграции народов в общегосударственную систему, опиралась на традиционные системы национального самоуправления на местах, создавала условия для экономического, социального и образовательного развития в интересах страны как целого, в т.ч. через «русско-туземные» школы, привлечение этнополитической элиты к управлению регионом и т.п.
Выделим некоторые наиболее важные примеры такой политики:
Начало XIX в. — «Уставная грамота Российской империи» гр.Н. Новосильцева предусматривала федеративное устройство; федералистский проект декабриста Н. Муравьева.
Автономия Финляндии, Польши, элементы автономии в Бессарабии. Преподавание на немецком языке в Дерптском университете.
Формы управления регионами: губерния, край, область, генерал-губернаторство, автономия, протекторат (Хивинское ханство, Бухарский эмират, Урянхайский край).
В Российской империи самоидентификация граждан происходила по двум главным критериям: конфессиональная принадлежность («я — православный», «я — мусульманин» и т.п.) и территориально-локальная («москвич», «псковский», «рязанский» и т.д.). Собственно этническая составляющая идентификации не являлась первостепенной. В органах власти не было специальной структуры, ведавшей национальной проблематикой. Официально граждане страны делились на православных, представителей инославных и иноверных исповеданий, инородцев (использовался также термин «бродячие инородцы») и туземцев. Православная церковь была соединена с государством.
Следует назвать основные принципы этнополитики в Российской империи:

  • отсутствие в основном законе этнодискриминирующих положений,
  • веротерпимость,
  • второстепенность этнического состава населения в административно-территориальном устройстве,
  • постепенная интеграция вновь присоединяемых народов в общегосударственную социально-экономическую и политическую систему,
  • элементы дискриминации народов на уровне подзаконных актов (образование, религия, черта оседлости).

В частности, черта оседлости — это граница, которая отделяла юго-западные губернии (Бесарабскую, Виленскую, Гродненскую, Екатеринославскую, Киевскую, Ковенскую, Минскую, Могилевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую и все губернии Привислинского края). Здесь разрешалось проживание евреев-иудеев в местечках, кроме Киева, Севастополя и Ялты. Черта оседлости в основном совпадала с границей бывшей Речи Посполитой, где жила основная масса евреев, когда в конце XVIII в. произошел раздел Польши. За пределами черты оседлости могли проживать лишь евреи, принявшие христианство, а также некоторые привилегированные категории (купцы 1-й гильдии, лица с высшим образованием) и часть евреев-ремесленников (ювелиры, часовые мастера и др.). Такая политика усиливала изоляцию евреев в замкнутых общинах (кагалах), затрудняла их естественную ассимиляцию, в определенном смысле обострила их этнорелигиозное самосознание, консервировала многие архаические черты быта. Черта оседлости была отменена после падения самодержавия в феврале 1917 г.
В 1897 г. в России проживало около 190 народов: всего 125,6 млн. чел., в 1914 -175,1 млн., из них 73,7% были неграмотны. Общий уровень грамотности населения среди лиц в возрасте 9-49 лет составил 28%; относительно высоким он был у народов, обладавших старыми письменностями, в том числе у русских, украинцев, поляков, евреев, армян, грузин, латышей, литовцев, эстонцев. Мусульмане пользовались арабской графикой. Многие коренные народы Крайнего Севера, Средней Азии и других окраин страны почти не знали грамоты.
Российская держава отличалась огромным этнокультурным разнообразием, а в профессиональной культуре были широко представлены достижения большинства народов. Приведем некоторые примеры.
Большой вклад в культуру России внесли представители Украины — Ф. Прокопович, Г. Сковорода, Т.Г. Шевченко, Н.В. Лысенко, В.Г. Короленко, Л. Украинка, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Замечательные научные достижения связаны с именами историка Н.И. Костомарова, изобретателя, одного из основателей Харьковского университета В.Н. Каразина, одного из создателей русской математической школы М.В. Остроградского, эпидемиолога академика Д.К. Заболоцкого, основоположника микробиологии в нашей стране Н.Ф. Гамалеи, минералога академика В.И. Вернадского.
Белорус Симеон Полоцкий — талантливый поэт и драматург, один из основателей первых типографий, автор «Псалтыря рифмотворного» (1680), обучал малолетнего Петра I. Широкую известность приобрели виолончелист Н.Н. Богушевский, композитор и певец О.И. Глинский, один из основателей национальной композиторской школы В.А. Золотарев, автор первой белорусской оперы и романсов на тексты Я. Купалы и Я. Коласа Н.Н. Чуркин, музыкальный критик, педагог и композитор Н.И. Заремба.
Представителем молдавской культуры XVIII в. был Дм. Кантемир — историк, советник Петра I по восточным делам, первый молдавский романист. Выдающийся эстонский композитор А. Канн работал в Петербурге и Астрахани.
Выходцы из Грузии способствовали открытию первой национальной типографии при АН (1736), занимались переводами (В. Орбелиани и др.). Д. Цицишвили написал на русском языке и издал в 1757 г. «Межевую землемерию» — первое русскоязычное пособие по геодезии. Первый русский фольклорист — Н.А. Церетелев (Церетели), нумизматическую науку обогатили труды М.П. Баратаева (Бараташвили). С трудов Г. Кикодзе началась история разработки психологической науки в России. Хирург И.И. Джаннелидзе первым в России в 1911 г. сделал удачно очень сложную операцию на сердце. С Петербургом связана жизнь и деятельность И. Чавчавадзе. Основателем грузинской балетной музыки стал Андрей Баланчивадзе, современную американскую балетную школу создал Джордж Баланчин.
Одним из центров идейной и духовной жизни армянской интеллигенции был Лазаревский институт восточных языков в Москве, основанный в 1815 г. на средства армянских купцов Лазаревых и ставший одним из крупнейших востоковедческих центров России. Выдающийся вклад в русскую культуру внесли армянские художники И. Айвазовский, М. Сарьян, историк К. Патканян, геолог и химик А. Арцруни.
Важную роль в развитии востоковедения сыграли труды азербайджанцев А. Бакиханова, М.Д. Топчибашева, М. Казембека, в химии — М. Ханларова. Известным композитором был дед выдающегося советского певца Муслима Магомаева — М. Магомаев.
К наиболее выдающимся деятелям казахской музыки относятся К. Сагырбаев. Первый казахский ученый-просветитель и путешественник, выполнявший одновременно военно-разведывательные задания царского правительства, Ч. Валиханов близко дружил с Ф.М. Достоевским, П.П. Семеновым-Тян-Шанским и др. Выдающимся просветителем, поэтом-классиком и композитором был Абай Кунанбаев.
Замечательных успехов в культуре добились татарский ученый и просветитель Шигабутдин Марджани, общественный деятель, писатель и публицист Фатих Каримов, просветитель К. Насыров, Абделькаюм Насыри составил «Образцы народной литературы казанских татар — загадки, пословицы, песни» (28 загадок, 243 пословицы, 145 песен).
Этнограф, потомственный башкирский дворянин А.А. Диваев, ученый, поэт, писатель и публицист Мухаметсалим Уметбаев, видный педагог, ученый-лингвист и этнограф XIX в. Мирсалих Бекчурин. М.А. Бурангулов (1888-1966) — поэт, драматург, фольклорист, классик башкирской литературы, внес значительный вклад в развитие башкирской фольклористики и драматургии. Историк, тюрколог с мировым именем А.-З.Валидов был одним из лидеров башкирскою национально-освободительного движения в 20-х годах XX века. В 1922 г. был вынужден эмигрировать и с 1925 г. жил в Турции, был профессором Стамбульского университета. Его труды и воспоминания сегодня опубликованы в Уфе.
Профессор Н.Ф.Катанов (1862-1922), хакас по национальности — известный языковед и этнограф, исследователь тюркских народов.
Основным музыкальным инструментом карел являлся кантеле — род гуслей, в XIX в. на основе древних сказаний был воссоздан древний эпос «Калевала». Из фольклора калмыков наиболее известен героический эпос Джангар.
Любопытные факты о многоэтничной культуре России привел известный журналист К. Ремчуков19.
Русская интеллигенция всегда подавала пример уважительного отношения к народам и их культурам, оказывала огромную помощь в их развитии, создании национальной интеллигенции, учебных заведений, периодической печати, научных изысканиях и т.п. Великий русский философ Г. Федотов подчеркивал: «Россия — не Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси. Если русские будут игнорировать их голоса, то останемся в одной Великороссии, т.е. России существовать не будет».
Безусловно, в такой сложной по этническому составу стране невозможно избежать конфликтов. При этом совершенно очевидно, что ни один народ нс рождается с чувством пренебрежения и тем более неприязни, ненависти к какому-то другому народу. Да и многовековая совместная жизнь учила все народы России конструктивно строить отношения, солидарно решать сложные проблемы, поддерживать друг друга в трудных ситуациях. В то же время конфликты возникали, как правило, на почве социально-экономических противоречий, непродуманной земельной, кадровой, образовательной или языковой политики, неравноправия конфессий и т.п. Они приобретали ярко выраженный этнический характер, когда этому придавалось специальное значение или участниками конфликта с противоположных сторон становились представители разных этноконфессиональных общностей.
Наиболее острыми по форме конфликтами такого плана в Российской империи были: на Северном Кавказе между горцами и казачеством; в 1905-1907 гг. т.н. армяно-азербайджанская «резня» (Баку, Сумгаит, Нахичевань, Карабах и др.); антиеврейские погромы в западных и юго-западных губерниях и областях. В поликультурных регионах нередко вспыхивали конфликты по поводу пастбищ и др. угодий и водоемов, угона скота и т.п. В 1916 г. вспыхнуло восстание в Средней Азии и Казахстане, поводом к которому послужило решение власти о призыве коренного населения на тыловые работы, что спровоцировало выход на поверхность обострявшихся противоречий между коренным населением и переселенцами из европейской части России, которым в ходе столыпинской аграрной реформы передавались лучшие земли, изъятые у народов региона. Конец XIX -начало XX вв. ознаменовался растущими этнополитическими конфликтами между повсеместно сформировавшейся национальной интеллигенцией и властью по поводу языковой, образовательной, экономической политики, положения конфессий, СМИ. Неуступчивость власти в отношении объективно возросших потребностей в социально-культурной модернизации народов и этнонациональном равноправии послужила серьезным фактором усугубления системного кризиса и революционного слома имперского режима в 1917 году.
Рост этнополитических структур был вызван и развитием национального самосознания народов, популярностью лозунга национального самоопределения (создания в той или иной форме этнонациональной государственности). Начавшие легально действовать и создаваться после 17 октября 1905 г. политические партии в зависимости от основной идеологической базы выступали за сохранение незыблемой единой и неделимой монархии без каких-либо уступок этнокультурным интересам окраин, за буржуазно-демократический либеральный подход к решению обострившегося национального вопроса (кадеты и др.), за равенство всех народов, предоставление им автономии в рамках федеративной социалистической государственности (эсеры).
Распад Российской империи, революция и гражданская война породили небывалую активность национальных движений, абсолютное большинство которых отстаивали проекты создания автономий в составе демократической федеративной России. Разные социальные и политические силы отстаивали разные проекты преобразования России. Так, казачество (11 войск), имея довольно устойчивую систему самоуправления и землепользования, поначалу действовало по принципу «за грань не пойдем»; однако не избежало раскола и с 1919 г. постепенно, в трагических условиях, осуществляло переход от «белых» к «красным».
Среди основных противоборствующих сил (т.н. красных и белых) также выдвигались разные проекты. Комуч (1918 г.), объединивший сторонников Учредительного собрания с преобладанием в руководстве эсеров, выступал за демократическую федерацию в России. «Белые» (Деникин, Колчак и др.) проводили реставраторскую политику единой и неделимой России, в отношении требований и проектов националов и других политических сил — «непредрешенчества».
Вот как пропагандировались идеи «белых» на одном из плакатов времен гражданской войны: «Плотным змеиным кольцом охватил БОЛЬШЕВИЗМ сердце России. Казалось — ничто не в силах вырвать жертвы. Но вот в лучах восходящего солнца показался всадник, добровольно взявший на себя подвиг спасения России. Мощно занесена рука всадника, и в бессильной ярости чувствует змий, что тверда его рука, верен ее удар и не избежать ему карающей десницы».
В свою очередь, большевики организовали мощную кампанию по пропаганде своих интернационалистских идей, привлекая для этого многих талантливых художников. К примеру, на плакате Д. Моора, созданном в 1919 г., русским и арабским шрифтом говорилось: «Товарищи мусульмане! Под зеленым знаменем Пророка шли вы завоевывать ваши аулы…».
«Красные» (большевики) заимствовали идеи эсеров и предлагали всем национальным движениям и партиям объединение автономий в составе федерации на основе признания Советской власти, проявляя условность и гибкость в этнополитике, что обеспечило им в конечном счете поддержку национальных сил в борьбе против «белых».

Плакат В.Маяковского 1920 г. ярко демонстрирует социально-классовый подход большевиков к национальному вопросу.
Именно в советский период произошла политизация этничности, когда в 1926 г. в ходе переписи населения впервые стала фиксироваться этническая принадлежность граждан, а в паспортах, различных анкетах в советский период появился пункт 5 — национальность.
Но главные принципы советской этнополитики составляли национальное равенство; мощная государственная поддержка ранее отсталых народов окраин Российской империи в создании современной экономики и инфраструктуры, урбанизации, системы образования и здравоохранения, профессиональной научно-технической, художественной, творческой интеллигенции; национальное самоопределение с образованием национально-государственных единиц разного уровня в составе страны для наиболее крупных народов; «пролетарский», затем социалистический интернационализм.
Выделим основные этапы складывания системы советского федерализма:
1918 — образование РСФСР, трудовой коммуны немцев Поволжья, Туркестанской АССР
1919-1921 — образование Башкирской, Татарской, Казахской, Дагестанской, Горской, Крымской АССР, Карельской трудовой коммуны, Вотской (Удмуртской), Марийской, Калмыцкой, Коми, Кабардинской автономных областей
1922 — образование ЗСФСР (Азербайджан, Армения, Грузия), в Грузии — Юго-Осетинская АО
1922 в составе РСФСР образованы Карачаево-Черкесская, Бурят-Монгольская, Кабардино-Балкарская, Черкесская (Адыгейская), Чеченская, Якутская автономные области, в Грузии — Аджарская АО.
1924 — Молдавская АССР, договор Грузии с Абхазией
1924-1925 — национально-государственное размежевание в Средней Азии
Отдельно следует выделить историю образования СССР. Как известно из курса истории, к 1922 г., когда на территории бывшей империи существовали РСФСР, БССР, УССР и Закавказская федерация (Азербайджан, Армения, Грузия), а И.В. Сталин возглавлял Народный комиссариат по делам национальностей (упразднен в 1923 г.), были предложены два проекта объединения. Назовем их основные положения.
Проект В.И. Ленина (поддержали Троцкий, представители республик Раковский, Мдивани, Скрыпник, Махарадзе, Султан-Галиев): О Неизбежность федерации
О Договорные начала между самостоятельными государствами О Признание культурно-национальной автономии
Сталинский план автономижщии: О Великая, единая и неделимая Россия, унитарное государство
О Включение самостоятельных государств в состав РСФСР на правах автономий без права на отделение
О Подчиненность национального вопроса вопросу о власти
Сталинский проект вызвал серьезные возражения в республиках, в т.ч. известный «грузинский инцидент» (октябрь 1922). В итоге авторитет Ленина сыграл решающую роль в создании СССР по предложенному им варианту. Однако на деле в ходе дальнейших преобразований к концу 1930-х гг. сталинские идеи унитаризма, жесткой централизации и минимизации прав этнополитических образований в составе СССР возобладали.

«Матрешечный» принцип этнополитической структуры СССР означал, что в составе более крупных субъектов федерации создавались более мелкие, объединявшие основную территорию проживания титульного этноса, хотя определить ее в регионах с лимитрофными зонами и большой дисперсностью расселения народов было достаточно сложно (Поволжье, Северный Кавказ, Средняя Азия). Это породило латентные зоны напряженности, которая вышла на поверхность в острой форме в конце XX века, когда происходил распад СССР.
Широко известный сегодня термин «империя позитивного действия», предложенный американским историком Т. Мартином в отношении СССР, связан с неоспоримыми достижениями советской национальной политики в модернизации народов. В советский период в нашей стране был обеспечен наиболее интенсивный социально-экономический и культурный прогресс ранее отсталых народов.
В частности, более 60 народов СССР получили письменность. 82 радиостанции работали на 62 языках. К концу 1930-х гг. СССР стал страной почти сплошной грамотности. В 1979 г. среди жителей в возрасте 9-49 лет неграмотных оставалось всего лишь 0,2%. Книги и брошюры в СССР издавались на 155 языках, в том числе почти на 90 языках народов СССР, причем многие из них до 1920-х гг. не имели письменности. Политика «коренизации» привела к созданию кадров интеллигенции и специалистов для всех отраслей народного хозяйства из представителей титульных народов каждого региона. Народы СССР получили современную промышленность, города, учреждения образования и культуры, спорта и досуга. Огромное место в идеологической и пропагандистской практике отводилось формированию гражданского единства, межэтнического согласия, коллективизма и патриотизма. Культ личности Сталина внедрялся и как атрибут межкультурных отношений, когда именно он цинично объявлялся источником прогресса, благополучия и братства народов страны.
Амбивалентный характер этнополитики проявился в том, что с советским периодом связан особый подъем в культуре народов России. Единство в многообразии — основная характеристика культуры страны. В XX в. широкую известность получили произведения талантливого педагога-писателя А.С. Макаренко («Педагогическая поэма»), писателей П. Тычины, Н. Бажана, М. Рыльского, А. Корнейчука, А. Гончара, В. Василевской, художника А. Шовкунснко, Т.Яблонской, Е. Кульчицкой. Развернулась творческая деятельность писателей и поэтов Я. Коласа и Я. Купалы (Белоруссия), Г.В. Табидзе и П.Д. Яшвили (Грузия), Б. Кербабаева (Туркмения), Г Ибрагимова (Татария), А. Токомбаева и Ч. Айтматова (Киргизия), Е. Чаренца (Армения), С. Вургуна (Азербайджан), С. Айни, М. Турсун-Заде (Таджикистан), С. Сейфуллина, С. Муканова, М. Ауэзова (Казахстан). Патриарх якутской литературы, народный писатель Якутии — Дмитрий Кононович Сивцев — Суорун Омоллоон. Композиторы Воробьевы вошли в историю первой половины XX века как выдающиеся деятели чувашской и общероссийской художественной культуры.
Русска рома — этническая группа цыган, проживающая на территории России с конца XVII в. В России никогда не было антицыганских законов. Неизменный постоянный круг цыганских занятий: ремесла, торговля, песни, танцы и музыка, выступления с дрессированными животными, гадание. В 1931 г. был создан цыганский театр «Ромэн», который ныне возглавляет замечательный певец Н. Сличенко.
Видное место в театральном искусстве заняли Киевские академические театры оперы и балета им. Т.Г. Шевченко, украинский драматический им. И. Франко, Харьковский академический украинский драматический театр им. Т.Г. Шевченко. Замечательных успехов добилась украинская кинематография.
В советское время развернулся талант казахского композитора и певицы Д. Нурпеисовой, народного певца-импровизатора Дж. Джабаева, выдающегося писателя М. Ауэзова, певицы Б. Тулегеновой и др.
В то же время именно сталинский период ознаменован трагическими событиями в истории народов нашей страны. Власть при этом не ставила целью истребить тот или иной народ — главной мишенью тоталитарного режима были его потенциальные противники, в т.ч. в этносоциальных общностях. Лучшие кадры национальной интеллигенции, «запятнанные» участием в общественной жизни царской России и тем более борьбой с большевиками в годы революции и гражданской войны, были репрессированы в 1930-е гг. Приведем основные факты.
В связи с эксцессами гражданской войны казаки Терской области уже в 1920 г. были выселены из своих домов и отправлены в другие местности Северного Кавказа, в Донбасс, а также на Крайний Север, а их земля была передана коренным жителям (гл.обр. чеченцам и ингушам, вытесненным из долин в горы еще в период Кавказской войны). В 1921 г. русские Семиреченской области выселены из Туркестана, что объяснялось их участием в насилии по отношению к коренному населению в 1916 г. и во время гражданской войны.
Рост внешнеполитических угроз привел к новым репрессивным акциям в отношении этнических групп. В 1930-е гг. выселению из приграничных районов подверглись финны-ингерманландцы (Ленингр. обл.), поляки и немцы (Украина), корейцы (Дальний Восток).
Особенно страшный урон межэтническому согласию и самочувствию народов был нанесен в годы Великой Отечественной войны, когда на основе фактов коллаборационизма целые народы неправомерно были обвинены в предательстве и подверглись депортации. В 1943—1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов в основном по обвинению в коллаборационизме, распространенному на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов. Всего в годы Великой Отечественной войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальности.
Следует подчеркнуть, что антигуманные и незаконные действия властей не привели к серьезному ухудшению межэтнических отношений в СССР, поскольку здравый смысл, интересы выживания, многовековой опыт сожительства, глубокие традиции сотрудничества и взаимного уважения между народами нашей страны были сохранены каждым народом и прошли достойно столь серьезное испытание. Разрыв с многовековой нравственной традицией межэтнического согласия произошел в 1990-е гг.
В Советском Союзе патриотизм также был естественным проявлением национального чувства для любого гражданина страны, идентифицировавшегося себя как представителя и носителя государственного, державного начала, которое издавна доминировало в комплексе критериев самоопределения россиянина.
Чувство комплиментарности и сложный опыт многовекового взаимодействия, сотрудничества и сожительства объективно толерантных друг другу народов СССР закономерно обеспечивал приоритетное место гражданской идентичности. Повседневная жизнь каждого человека в огромной державе, независимо от официально поддерживаемых установок, складывалась из всей многозначной и разнообразной социокультурной практики. Совместные труд и творчество, профессиональные занятия и увлечения, взаимный обмен уникальным социально-хозяйственным и культурным опытом, скрепленные суровыми испытаниями дружба и товарищество, любовь и семья, единственная и неотъемлемая от гражданского понимания и этнического самосознания Родина служили мощным основанием объединяющего всех патриотизма. Москва была единственной столицей всех народов СССР, Советский Союз не мог восприниматься как некая навязанная извне территория согражданства, поскольку малая родина — республика, область, район, город или деревня — в индивидуальном и групповом сознании не отрывалась от единого государства. Разумеется, такие представления, характерные для большинства людей, «перекочевавших» из общей страны — Российской империи — в ту же общую страну, но уже СССР, не были всепоглощающими. Но социальное и идейное отторжение советской власти и идеологии большевизма далеко не всегда означали этнократическую политизацию самочувствия и гражданского поведения людей. Война послужила самым сильным индикатором, «провокатором» для проявления и испытания нравственной и гражданской зрелости людей, приоритетов их ценностных ориентиров.
Представители всех народов общей, нераздельной Родины внесли вклад в победу над нацизмом. Этнокультурный компонент составлял важнейшую часть социальной политики государства, целенаправленно проводившего курс на формирование общесовстского единства, основанного на большевистской идеологии и подразумевавшего существенный подъем уровня социально-экономического, политического и культурного развития всех народов, обеспечение их равенства в соответствии с новыми «нормативами» прогресса как проявления социальной справедливости. Социалистический интернационализм на практике, как известно, реализовался амбивалентно, и противоречия административно-командной, во многих направлениях принудительной модернизации не могли не породить драматические трансформации этнических культур.
Переформатирование общегражданской идентичности сочеталось с изменением элементов национального самосознания, роли национальных языков, образования и художественного творчества, социальной структуры народов, их быта и тендерных отношений. Советское «негомогенное целое» отличалось мозаичностью социальных связей и взаимодействий, а классовый подход к гуманитарным правам человека, репрессии, насильственный характер коллективизации и культурная революция не могли не вызвать в определенной части этносообществ стойкое неприятие власти, советского государственного устройства и всего, что его воплощало. Это, кстати, учитывал противник, надеясь на отсутствие консолидированного согражданства народов СССР20. Однако расистская доктрина и чудовищные преступления фашизма против этничности в ходе военных действий и на оккупированной территории не могли не вызывать у большинства людей стойкого и категоричного отторжения.
Великая Отечественная война со всей очевидностью подтвердила приверженность подавляющего большинства советских людей, независимо от их этнокультурной, конфессиональной и социальной принадлежности, фундаментальным ценностям духовно-нравственного свойства, центральное место среди которых занял патриотизм. За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек. Более 11500 воинов удостоились высокого звания Героя Советского Союза, а их национальный состав выглядит следующим образом:

 

В начале 1942 г. в действующей армии находились 1,2 млн. азербайджанцев, армян, башкир, грузин, казахов, киргизов и узбеков. В годы войны за счет призыва из разных республик было укомплектовано свыше 80 национальных дивизий и бригад. С призывом к мусульманскому населению СССР о вступлении в ряды защитников Родины в первые дни войны выступило Центральное мусульманское духовное управление страны. Муллы поволжских народов, Кавказа и Средней Азии обратились к своим единоверцам с призывом о вступлении в РККА и борьбе с неверными. Нацисты при подходе к районам СССР с мусульманским населением пытались выдавать себя за сторонников ислама, а СССР — за его поработителя. Но эти попытки были отвергнуты съездами мусульманского духовенства в Уфе (1943 г.) и Ташкенте (1944 г.).
Наиболее яркий пример межкультурной толерантности — ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри. С 1941 по 1943 год они усыновили 15 сирот из разных республик СССР. Среди детей были русские, белорус, молдаванин, еврейка, латыш, казах, немка и татарин. Только за один 1943 год пожилой и небогатый кузнец стал отцом 4 детей — белоруски Раи Мальцевой, татарки Малики Исламовой, русского Володи Урусова и мальчика, который не помнил ни своего имени, ни происхождения. Шамахмудов назвал его Ногмат — по-узбекски «дар».
Памятник дружбы народов в Ташкенте, олицетворяющий этот подвиг, скульптор Дм. Рябичев. Открыт 26 мая 1982 г. Перемещен из центра города в апреле 2008 г.

Лишь после XX съезда КПСС (1956 г.) и критики культа личности Сталина по инициативе Н.С. Хрущева. Началось восстановление прав народов. 9 января 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, и народы получили возможность вернуться на Северный Кавказ. При восстановлении Чечено-Ингушской АССР Пригородный район и некоторые другие е территории были оставлены в составе Северной Осетии, что в 1992 г. привело к острому осетино-ингушскому конфликту.
Завершающий этап реабилитации наказанных народов относится к концу XX века. 14 ноября 1989 г. Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них. 26 апреля 1991 г. принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Он предусматривает восстановление территориальной целостности и национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения. В 1992 г., к примеру, образована Ингушская Республика.
Экономика и культура народов СССР продолжала успешно развиваться и после Великой Отечественной войны. Во второй половине XX в. наибольшую известность приобрело творчество писателей и поэтов Фазиля Искандера (Абхазия), Расула Гамзатова (Дагестан), Мустая Карима (Башкирия), всемирно известный ансамбль танцев народов мира под руководством И. Моисеева, Кубанский казачий народный хор, получивший мировую славу чеченский танцор Махмуд Эсамбаев, представитель народов Севера певец Кала Бельды. Крупный современный писатель- «деревенщик» — Борис Екимов (премия 2008 г. фонда А.И. Солженицына).

Выдающиеся советские и российские музыканты А. Шнитке, Г. Рождественский и Ю. Башмет
Получили международное признание литературное творчество О. Сулейменова и И. Есенберлина (Казахстан), Ч. Айтматова (Киргизия), А. Адамовича и В. Быкова (Белоруссия), грузинские певица Н. Брегвадзе и актриса С. Чиаурели, кинорежиссер Т. Абуладзе («Покаяние»), ансамбль «Белорусские песняры», латышский композитор Р. Паулс, литовский художник и композитор В. Чюрленис, армянский А. Хачатурян, азербайджанский певец М. Магомаев, молдавский композитор Е. Дога.

Советский Союз одновременно позиционировал себя на международной арене как центр интернациональной солидарности народов, что на практике воплощалось в солидной и разносторонней поддержке освободившихся от колониальной зависимости стран и народов Азии и Африки. Большой вклад в подготовку кадров для экономики, науки и техники этих стран вносили вузы СССР, в т.ч. Университет дружбы народов имени П. Лумумбы (ныне РУДН, Москва).

Распад СССР вызвал радикальные изменения на карте мира, а также в жизни всех народов России. Отметим наиболее важные события в новейшей истории страны, связанные с этим:
1980-1990-е гг. — оживление этнополитических движений, в т.ч. сепаратистских.
1991 г. — распад СССР.
1992 г. — Федеративный договор (не подписали Татарстан и Чечня. Подписание состоялось позже).
1996 г. — Концепция государственной национальной политики РФ, Закон РФ «О национально-культурной автономии».
В России сегодня проживает более 180 народов. Формирование нового государства, радикальные преобразования в политике и экономике, социальной сфере, культуре поставили новые задачи перед национальной политикой.

Основные принципы эгнополитики в РФ:

  • Равенство народов и конфессий, запрещение дискриминации по этническому, расовому признаку, экстремизма и разжигания межнациональной вражды и нетерпимости.
  • Реализация культурных потребностей народов на основе Конституции РФ, во всех сферах развития общества и государства, национально-культурная автономия (НКА).
  • Деполитизация этничности.
  • Ассимметричное административно-территориальное устройство РФ.
  • Оптимизация административно-территориального устройства путем укрупнения субъектов федерации.

В частности, НКА служит важным средством этнокультурного возрождения. В 2011 г. в России насчитывалось более 800 НКА, в т.ч. 16 федеральных, 22 — региональных, около 540 местных и 367 национальных общественных объединений (ассоциаций, центров, землячеств и т.п.). Законом об НКА пользовались 59 народов и этнических групп страны (521 местная НКА).
Особенно много НКА создано татарами — 96, евреями 75, немцами — 53, армянами 20, цыганами 7 и др. Наиболее активными являются ФНКА татар, Федеральная еврейская НКА, ФНКА азербайджанцев России «АзерРос», ФНКА российских немцев, ФНКА «Белорусы России». Чеченцы, талыши, езиды, саамы, ханты, дидойцы, генухцы, бежтинцы, уйгуры, сербы создали по одной МНКА. Карачаевцы имеют региональную, но не имеют местной НКА. В Свердловской и Курганской областях созданы две автономии русских.
В школах РФ в 2002 г. преподавалось 86 национальных языков, а в 1989 г. — 75. На территории России действуют 47 армянских школ, 85 казахских, 66 азербайджанских, 19 туркменских и др. В Республике Татарстан функционируют 69 чувашских, 18 удмуртских и 9 марийских дошкольных учебных заведений. Работают 148 чувашских, чувашско-русских и чувашско-татарских, 45 удмуртских, 24 марийских, 5 мордовских школ. В 34 воскресных школах республики изучаются украинский, азербайджанский, армянский, польский, немецкий, еврейский, грузинский, башкирский языки и др. Открыты и функционируют школы с еврейским, русским этнокультурным компонентом обучения. В Башкортостане обучение в школах ведется на 14 языках.
В 2005 г. по численности вслед за русскими учениками (около 75%) в школах Москвы были представители 4 диаспор. Азербайджанские дети — почти 12% от общего числа школьников, армяне — 6%, украинцы — 5,8%, татары — 3,3%. В Москве было 81 учебное заведение, реализующее программу этнокомпонента. Из них 32 средние общеобразовательные школы, 6 дошкольных учреждений и 42 культурно-национальных образовательных центра. Работают школы с азербайджанским, армянским, грузинским, еврейским, китайским, корейским, литовским, польским, татарским, турецким, украинским, молдавским этноуклоном. Более половины всех этношкол реализуют русский этнокомпонент, включающий углубленное изучение русского языка, литературы и культуры.
С 1989 г. (последняя перепись населения в СССР) число народов увеличилось на 17, и ни один народ не был потерян. Самыми малочисленными остаются орочи и ороки -по 200 чел. Но 1,5 млн.чел. предпочли вообще не отвечать на вопрос о своей национальности, еще 42 тыс.чел. отнесли себя к экзотическим группам, среди которых гоблины, эльфы, половцы и печенеги.
В 2001 г. принят Федеральный закон «О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Для выполнения Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств в РФ в 664 общеобразовательных школах Севера, Сибири и Дальнего Востока 103729 детей как предмет изучали 23 языка коренных малочисленных народов Севера, велось обучение на трех языках.
Государственная полярная академия в Санкт-Петербурге, Институт технологии традиционных промыслов малочисленных народов Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, факультет народов Крайнего Севера Российского госпедуниверситета и др. вузы готовят кадры из представителей коренных малочисленных народов.
Важные данные были получены в результате последней Всероссийской переписи населения (см. приложение). В соответствии с Конституцией РФ национальная принадлежность в ходе опроса населения в 2010 г. указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При рассмотрении этнонационального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что люди имели право не отвечать на вопрос об этнической принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. — 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют такие сведения, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность. В 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. — 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения — 37 млн. человек (98,7%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.